Регистрация
Полный текст публикации ↓

Новости » ОбразованиеКак научить ребёнка понимать и контролировать свои эмоции

Как научить ребёнка понимать и контролировать свои эмоции

Скорее всего каждый из нас замечал, что хорошие умственные способности не дают гарантии успеха в обучении, общении, дружбе, карьере, семье. Быть умным важно, но не достаточно.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект гораздо больше влияет на эффективность в социальных отношениях, даёт возможность правильно и быстро оценить разные жизненные ситуации и принимать верные решения.



Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями, соотносить своё состояние и условия окружающего мира и выбирать наиболее подходящее поведение.

Если эмоционально-волевая сфера не развита, то сложно прикладывать усилия к монотонным и не интересным делам, приоритет всегда ставится в пользу «хочу», а не в пользу «надо», контролировать сильные эмоции сложно, поэтому бывают всплески агрессии, не понимание себя и своих чувств, это может приводить к неуверенному поведению, а также к неспособности договориться с другим человеком.

Именно поэтому особенно важным, считается уделять большое внимание в детском и подростковом возрасте развитию эмоционального интеллекта, так как основа личности и характера закладывается в ранний период.



1. Развиваем способность распознавать эмоции

Когда мы говорим про эмоциональный интеллект, то подразумеваем способность распознавать свои эмоции. И это проблема достаточно большая для нашей страны. Это связано с тем, что взрослые не привыкли показывать свои чувства, а ребёнок учится именно у тех, кто его окружает.

«Не реви! Ты же мужчина» — одна из фраз, которая запрещает ребёнку выражать свои чувства. Чем‑то управлять и что‑то контролировать можно только зная, чем ты управляешь, и что контролируешь. Если ребёнок не осознает собственные эмоции, и не понимает, например, что злится, то он не сможет управлять своей злостью.

Важно открывать ребёнку богатый мир эмоций. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности. Люди любой расы одинаково испытывают счастье, удивление, злость. Поэтому вы можете начать развивать эмоциональный интеллект, наблюдая за эмоциями других людей, для этого необходимо обращать внимание на мимику, интонации, положения тела, слова. Наблюдайте сами и учите ребёнка обращать внимание, что происходит с другим человеком.

Признайте важность переживаний ребёнка
Возможно, потеря любимого плюшевого мишки кажется вам мелкой неприятностью. А для ребёнка это был его лучший друг, и предложение просто заменить его на нового вызовет обиду или негодование. Постарайтесь не реагировать на проблему ребёнка словами «это не страшно», «ничего особенного не случилось», «это не повод для слёз». Ребёнок переживает такие слова как отрицание важности происходящего и обесценивание своих чувств. Раз он плачет — значит, случившееся слёз заслуживает. Ребёнку важно погоревать о потере. Обнимите его и дайте выплакаться. Слёзы скоро высохнут сами, а ребёнок получит опыт здорового проживания потерь и обид, сможет в дальнейшем запрашивать поддержку близких и рассчитывать на вас в трудные моменты жизни.

Выслушайте ребёнка
Не торопитесь предлагать ребёнку варианты решения проблемы или сами исправлять ситуацию. Сначала дайте ему выговориться, используя технику активного слушания: задавайте уточняющие вопросы. Проверяйте, правильно ли вы поняли суть проблемы. И самое главное — дайте ребёнку понять, что его чувства уместны и имеют право на существование. Например, вы можете сказать так: «Я вижу, что ты очень злишься/опечален/встревожен, и могу тебя понять. Это действительно возмутительно/грустно/страшно, когда происходит то, что случилось с тобой».

Совместное творчество
Вместе с ребёнком вы можете рисовать, лепить и пр. Когда мы что‑то создаем, придумываем, включаем фантазию — развивается эмоциональный интеллект.

Важно, чтобы внутри себя ребёнок понимал свои чувства. С ребёнком можно играть в игру «Изобрази эмоцию». Можно изобразить разъяренную кошку, а не просто кошку. Если вы заметили, что ваш ребёнок знает базовые эмоции — здорово. Далее важно обучать оттенкам эмоций. Для этого их нужно знать. Если есть эмоция злость, то оттенок — недовольство, раздражение, гнев, сердитость, негодование.

Читайте вместе с ребёнком полезные книги, обсуждайте поведение и поступки главного героя. Психологами написаны специальные книги для развития эмоционального интеллекта, например, «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» Виктории и Глеба Шиманских. Книга про забавных существ Монсиков, которые познакомят деток с миром чувств и эмоций, они помогут ребятам разобраться почему они чувствуют грусть, обиду или злость, научат побеждать страх и контролировать злость, переживать неприятности и замечать хорошее в жизни. А для взрослых и подростков есть отличная книга «Психология эмоций» Пола Экмана.



2. Развиваем умение контролировать свои чувства

Чтобы ребёнок умел в разных ситуациях, даже стрессовых, говорить о том, что с ним происходит важно постепенно учить его осознавать свои эмоции.

Помогите ребёнку выразить его чувства
Ситуации, в которых ребёнок обращается к вам за поддержкой, как правило, и для него связаны с сильными эмоциями. Это может быть гнев на обидчиков, страх перед контрольной или стыд за проступок. Важно, чтобы ребёнок умел словами описать случившуюся ситуацию, тогда не придётся пускать в ход кулаки, убегать или дрожать во время экзамена. Когда мы говорим о том, что вызвало переживание, советуемся с родителями, ищем решения, то накал эмоций снижается и это позволяет социально приемлемым способом выразить переживания.

Научите ребёнка сознательно влиять на свои чувства
Необходимо в данной теме начать и работу над собой. Если мы видим пролитое молоко и кричим из‑за этого, то мы по своей модели учим ребёнка вести себя также. Необходимо следить за собой, как мы проявляем свои эмоции. С одной стороны, важно признать чувство, которое к нам пришло, назвать его. С другой — нужно с ним что‑то сделать. Если мы глубоко печалимся, то мы должны выбирать — буду я что‑то менять, или буду дальше печалиться. У нас есть выбор. И этому нужно учить детей. Если у ребёнка много эмоций в раз, то почти сразу нужно показать ребёнку, на что он обозлился. Нужно сразу назвать эмоцию и причину проявления таких эмоций. Важно быть рядом, выдерживать сильные эмоции ребёнка и так на своём примере обучать ребёнка выдержке. Можно сказать: «Я вижу, что тебе тяжело, посердись чуточку и я тебя успокою».

Семья формирует базовое доверие ребёнка к миру
Хорошо было бы, если бы в семье была атмосфера безопасности, принятие ребёнка, и родители несли ему посыл: ты хороший и мир вокруг тебя хороший. Но не всегда так случается. Если разделить, то чаще всего формирование происходит из таких послания: «Ты хороший и мир вокруг хороший». Это формирует самооценку ребёнка, его уверенность и позитивный взгляд на будущее. Оптимистичность — это показатель хорошо развитого эмоционального интеллекта. Поэтому если вы часто слышите, что ребёнок ворчит/не верит в хороший исход — вспомните посыл, который вы ему несли и попробуйте «перезаписать». Чаще говорите ребёнку, что он хороший, что все рады тому, что он есть, хвалите его поступки и результаты. Мы, родители, тоже влияем на отношение ребёнка к миру и людям, если мы недовольны собой, окружением и работой, то ребёнок считывает наши взаимоотношения с миром и невольно подражает. Важно самим начать радоваться, верить в лучшее, позитивно мыслить.


Как научить ребёнка понимать и контролировать свои эмоции



3. Развиваем понимание чувств другого человека

Понимать эмоции и чувства другого человек важно, чтобы научиться дружить, договариваться, уметь находить точки соприкосновения. Чтобы решать разные сложные ситуации важно видеть чувства другого человека.

Нужно быть наблюдательным
Как мы понимаем чувства другого человека? Мы смотрим на мимику, смотрим на тело другого человека, на его действия, слова, слушаем интонацию.

Слышать и запрашивать обратную связь
Чтобы человек нам сообщал, правильно ли мы его поняли, довольны ли мы тем, о чём договорились.

Эмпатия или сопереживание
Важно научить ребёнка учиться этому чувству постепенно, шаг за шагом. Говорим ребёнку о своих волнениях, переживаниях: «Мне грустно, потому что ты сломал мою вещь», тогда ребёнок сможет понять, что с нами происходит. Если видим человека, который запнулся, то можно пояснить ребёнку «Человек запнулся, наверное ему больно», тогда малыш сможет поставить себя на место другого, понять что происходит с другим. Также учите ребёнка сочувственно относиться к больным людям и людям с ограниченными возможностями.

Важно, чтобы ребёнок общался с разными людьми: с младшими, старшими, ровесниками. Учился входить в разные коллективы и комфортно чувствовать себя в них. Тогда у ребёнка будет развиваться социальный интеллект, который тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы. Чем больше ребёнок будет общаться, видеть разных людей, тем лучше он будет понимать общение и людей.



4. Важно научить ребёнка чувствовать чужие границы и свои

У каждого человека есть свои физические и психологические границы. К физическим относится наше тело, комфортная дистанция и личное пространство. К психологическим принято относить наш внутренний мир, собственное мнение, желания и потребности.

Свои физические границы детям чувствовать сложно, так как они очень изменчивы. Вчера ребёнок был одного размера, а сегодня он вырос и стал другого размера. Поэтому дети иногда, вылезая из‑под стола, стукаются об него, или идут и врезаются в кого‑нибудь. Это не значит, что ребёнок агрессивный, он просто растёт. Чтобы ребёнок чувствовал свои границы с ним очень полезно обниматься, делать ему разные массажи, играть в подвижные/контактные игры, ортопедические коврики использовать, пользоваться утяжеленными одеялами, и так далее.

Установить личные психологические границы в отношениях означает определить или озвучить рамки между собой и другим человеком, таким образом создавая комфортный для обоих психологический климат. Поэтому мы учим детей правилам повеления в обществе, воспитываем в нем уважение к людям и научаем его чувствовать свои потребности и желания, соотносить их с реальностью и по возможности реализовывать.



Что будет, если не развивать эмоциональный интеллект?

Если человек не развивает эмоциональный интеллект, то он не будет знать, чего он хочет, так как имеет плохой доступ к своим потребностям. А когда человек не знает, чего хочет, у него нет мотивации, что‑то делать или он делает что‑то не то, остаётся недоволен. При неразвитом эмоциональном интеллекте мы не видим свои границы и не видим границы другого человека. У нас плохо развита эмпатия. Поэтому мы не умеем принимать то, что нам даёт другой человек и давать что‑то сами, потому что контакта не случается.

Важно понимать, что каждая эмоция полезна и помогает нам и нашему ребёнку. Эмоция помогает мгновенно проанализировать ситуацию и действовать в нужном направлении.

Например, зачем нужно отвращение? Это очень неприятное чувство. Отвращение тесно связано с развитием мышления. Мы называем отвратительным то, о чём точно знаем, что оно отвратительно. Например, если ребёнку маленькому дать сок и засунуть туда муху, то ребёнок в 2,5‑3 года выпьет сок, 4‑летний ребёнок достанет муху, выкинет, выпьет сок. А уже ребёнок более старшего возраста, достав муху, будет понимать, что сок испорчен, что муха там что‑то оставила. Это происходит с развитием интеллекта.

Появляются причинно-следственные связи. При этом, в головном мозге есть центр отвращения, который непосредственно связан с нашим желудком, и это вызывает тошноту. Итак, для чего нужно отвращение? От чего оно нас защищает? От отравления.

Каждая эмоция необходима и полезна. Нет плохих или хороших, есть как мы их выражаем или предъявляем миру, то как мы их понимаем и используем знания о мире чувств.

Березина Марина, семейный психолог
В рамках проекта «Вместе к укреплению ценностей семьи»
при поддержке компании Boeing
20 ноября 2020 года
Аудитория вСалде
комментарии (1):
№ 1. Автор: ВОСКРЕСЕНЬЕ (Гости)  23 ноября 2020 08:45  
Очень интересная статья! Есть к чему стремиться и самому, и чем заняться с детками!

Добавить комментарий ↓
Ваше имя/ник:
Защита от спамеров ↓
Пожалуйста, напишите в ответе: вСалде
Ответ ↓
Верхняя Салда
Вакансии в Салде ↓
Подработка для водителей, деньги сразу
Сервис «Максим» в Верхней Салде приглашает водителей на личных авто. Подвози пассажиров и ...
Добавлена: 19 декабря

Воспитатель в детский сад
В МБДОУ № 20 "Кораблик" требуется воспитатель. Зарплата от 35 000 до 50 000. Обращаться в ...
Добавлена: 19 декабря

Парикмахер-универсал
Девочки, если вы умеете делать базовые стрижки, есть опыт, но вы давно не практиковались, ...
Добавлена: 18 декабря

Руководитель на базу отдыха
Требуется руководитель по хозяйственно-технической части. Обязанности: • Контроль за ...
Добавлена: 16 декабря

Продавец
Требуется продавец в ТЦ Ньюпорт, 10 павильон. Зарплата 700руб смена + %от выручки. ...
Добавлена: 16 декабря

Продавец-кассир в Доброцен
Требуется продавец-кассир, график работы 2/2, 5/2. Без вредных привычек. Заработная плата ...
Добавлена: 15 декабря

Сотрудник ПВЗ Ozon
Требуется сотрудник в ПВЗ Ozon в Нижней Салде. Условия: -график работы 2/2 с 9:00 до ...
Добавлена: 15 декабря

Уборщик подъездов, дворник
Организация примет на работу дворника. Так же требуется уборщица мест общего ...
Добавлена: 15 декабря

Повар в школу 1
ООО "Общественное питание" в столовую школы №1 требуется повар, зарплата 45т.р. Телефон ...
Добавлена: 11 декабря

Охранник в ТЦ Лето
Требуется охранник в ТЦ Лето ул. Парковая 22 Неофициальное трудоустройство. График по ...
Добавлена: 10 декабря

Дворник, работник для уборки подъездов
Требуется работник для уборки подъездов. Возможна работа по совместительству. Возможна ...
Добавлена: 8 декабря

Мойщик посуды
В ООО КШП№1, столовую школы №3 требуется мойщик посуды, зарплата 36 т.р. Телефон ...
Добавлена: 4 декабря

Пекарь, повар
Приглашаются энергичные женщины на должности повара и пекаря в пекарню "Пирожкофф" . ...
Добавлена: 4 декабря

Судебный пристав
В Салдинский РОСП приглашаются граждане РФ до 40 лет! Судебный пристав-исполнитель - ...
Добавлена: 3 декабря

Буфетчик на Мельничную
В буфет ГЛК "Мельничная" требуется буфетчик. График работы: пятница с 16:00 до 21:00, ...
Добавлена: 2 декабря

Новые объявления
на форуме ↓
Доберман для случкиДля нашей красавицы нужен мальчик доберман. Тел. 89043831171
Добавлено: 21 декабря
Продается дом в МоршининоПродается дом в деревне Моршинино Верхнесалдинский район. В доме русская печь. Есть ...
Добавлено: 21 декабря
Шины зимние 175/65 R14Продам бу. Шины зимние Tunga Nordway 175/65 R14 2 штуки . Все шипы на месте. 1500 руб. ...
Добавлено: 21 декабря
Продам диван угловойПродам диван угловой б/у. Для сада или дома Фотографии могу скинуть в телеграм Цена 3000 ...
Добавлено: 21 декабря
Продам велосипедПродам велосипед Stels. для ребенка 8+. Велосипед тяжелый. в исправном состоянии 2500 ...
Добавлено: 21 декабря
Микроволновая печь LgПродам микроволновку, фирма LG, на хорошем ходу ))) 2000р. 89222119726
Добавлено: 21 декабря
Продам детскую одеждуПродам детскую одежду. Подойдет на мальчика 10-12 лет, рост до 155 см. Все в хорошем ...
Добавлено: 21 декабря
Куплю самсунг м52Куплю срочно самсунг м52 5g на донора 89049817297 В самом телефоне интересует ...
Добавлено: 21 декабря
Сдается 1-комнатная квартираСдаётся однокомнатная квартира Воронова 14, 13 т. р. В месяц + свет. Вопросы по телефону ...
Добавлено: 21 декабря
Продам 1-комнатную квартируПродам просторную 1-комнатную квартиру квартиру. Общей площадью 38 кв.м. Этаж 2. Лоджия ...
Добавлено: 20 декабря
Смотреть все объявления >>
Счётчики
 
РЕКЛАМА на vSalde.ru, по всем вопросам обращайтесь: +7-950-19-645-19 (WhatsApp), e-mail: 1@vsalde.ru
Авторизация на сайте
Запомнить